Материалы к урокам

Образование государства у восточных славян. Киевская Русь (IX - XII вв.)
  •  Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства – восточным славянам.
  • У византийских авторов племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены – это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов.
  • Базисом хозяйственной деятельности наших далеких предков составляло земледелие в форме перелога – на юге, и в форме подсечно-огневой обработки (подсеки) – на севере, где люди с великим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации – хозяйственному освоению громадных территорий России.
  • Определяющую роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось огородничество.
  • В данный период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная.
  • Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела место и кровная месть.
  • Религиозные представления славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни — упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов – Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.
  • В рассматриваемый период восточнославянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы).
  • Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).
  • Рождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций.
  • Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера.
  • Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой «норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев.
  • Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, – о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели.
  • Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила.
  • Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности.
  • Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение)русов – растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.
  • Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами.
  • Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».
  • Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега».
  • Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.
  • После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, – уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров.
  • Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью.
  • Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.
  • После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства.
  • Для культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути

Комментариев нет:

Отправить комментарий